БОЛЬ И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В НЕОНАТОЛОГИИ
© Н. П. Шабалов, С. Л. Иванов, 2004
Информация на этой странице предназначена исключительно для профессионалов здравоохранения. Не используйте ее для самодиагностики и самолечения. Обратитесь к врачу!
Боль это неприятный чувственный или эмоциональный опыт, связанный с настоящим или потенциальным повреждением тканей, или описанное словами такое повреждение. Боль всегда субъективна, и каждый индивидуум использует при ее описании слова в соответствии с опытом предшествующей жизни (Международная ассоциация по изучению боли, 1979). Вплоть до середины 1970-х годов существовало убеждение, что новорожденные не способны воспринимать физическую боль вследствие незрелости периферических болевых рецепторов, ЦНС и неполной миелинизации проводящих волокон, хотя еще Гиппократ полагал, что новорожденные чувствительнее к боли, чем более старшие дети и взрослые. Только в течение последних двух десятилетий медикам удалось получить подтверждение того, что новорожденные чувствуют боль, и необходимо, что медицинское вмешательство облегчило ненужное страдание. Основными причинами неадекватной анальгезии в неонатальном периоде являются отсутствие общепринятых простых методов оценки тяжести болевого синдрома у новорожденных, более редкое, чем у взрослых, использование наркотических анальгетиков из-за боязни побочных эффектов. Возросший интерес к этой проблеме в последние годы объясняется выявленными тяжелыми последствиями неконтролируемой боли, перенесенной в период новорожденности. K. J. S. Anand и соавт. (1987, 1990) изменили эти представления. Они показали, что у недоношенных новорожденных, подвергающихся хирургическому вмешательству с обычной минимальной анестезией, развиваются значительно более сильные стрессовые реакции (определяемые как возрастание концентрации катехоламинов, гормона роста, глюкагона, кортикостероидов). В результате у них наблюдается больше послеоперационных осложнений, увеличиваются длительность госпитализации и смертность по сравнению с новорожденными, получившими полную анестезию (фентанил). Развитие структур, участвующих в передаче болевого ощущения, начинается на 6-й неделе гестации, когда формируются межнейрональные связи между клетками дорсальных рогов мозгового ствола, где на 12-26-й неделе развития появляется Р-вещество, которое участвует в передаче болевого импульса. На 8-14-й неделе обнаруживается большинство нейропептидов и других веществ, являющихся нейротрансмиттерами болевого ощущения. Допплер-ультрасонографическое исследование обнаруживает изменения мозгового кровотока в ответ на инвазивное вмешательство с 18-й недели гестационного возраста. К 20-й неделе развиты практически все чувствительные рецепторы, в том числе кожи и слизистых; в коре каждого полушария головного мозга уже содержится нормальное количество нейронов (10 млрд.). К 24-й неделе постконцептуального возраста, как правило, сформированы ноцицептивные рецепторы, развиты все синаптические связи в коре головного мозга. Завершение полного формирование ноцицептивной системы происходит к 30-й неделе. К этому же возрасту заканчивается формирование синаптических связей между чувствительными нервными окончаниями и спинным мозгом. К особенностям болевой реакции у новорожденных относят гиперальгезию генерализованный характер ответа на болевое раздражение, который максимально выражен у недоношенных детей. Новорожденный гораздо быстрее "привыкает" к повторяющемуся болевому раздражителю или к продолжительной боли за счет истощения функции симпатической нервной системы. Незрелая нервная система не способна к продолжительному сопротивлению, к стрессу (если новорожденный не проявляет реакции на стресс, это еще не значит, что ему не больно). У недоношенных детей все болевые реакции внешне проявляются гораздо слабее, чем у доношенных детей. В настоящее время полагают, что боль, перенесенная в период новорожденности, нарушает развитие системы ноцицепции и приводит к необратимым функциональным и структурным изменениям в ЦНС, тем самым изменяя "программу" ответа на боль в будущем. Все это имеет поздние поведенческие и психологические последствия. Установлено, что после проведения без обезболивания обрезания у мальчиков в течение 6 месяцев сохраняется повышенная восприимчивость к боли. ПРИЧИНЫ БОЛИ У НОВОРОЖДЕННЫХРазличные заболевания: Медицинские вмешательства: Поведенческие: Меньшая встречаемость элементов общей двигательной активности и некоторых показателей лицевой активности у недоношенных новорожденных по сравнению с доношенными, по-видимому, свидетельствуют об ограниченных физиологических ресурсах. Физиологические: Нейроэндокринные и обменные: "Боль является субъективным опытом, поэтому самооценка болевого синдрома заслуживает доверия", считают специалисты Американской академии педиатрии. Однако новорожденный еще не может ничего выразить словами. Вот почему колоссальную роль в распознавании и оценке болевого синдрома у него играет способность врача правильно интерпретировать клинические данные. Причем, как правило, физиологические параметры оценки боли менее надежны, чем поведенческие реакции младенца в ответ на боль. Исходя из этого, в настоящее время разработано и широко используется несколько шкал оценки боли, опирающейся в основном на поведенческие реакции новорожденного. На наш взгляд, наиболее удачная шкала оценки боли у новорожденных разработана во Франции. Шкала оценки острой боли у новорожденных, основанная на наблюдении за поведением ребенка (Douleur Aigue du Nouveau-ne DAN)
Интерпретация: минимум 0 (нет боли); максимум 10 (самая сильная боль). 1 Гримаса плача зажмуривание глаз, насупливание бровей, носогубная складка. Цели ведения болевого синдрома: Нефармакологические методы ведения боли: С 1991 года опубликованы результаты 14 проспективных рандомизированных контролируемых двойных слепых исследований; все они подтвердили, что сахароза эффективно уменьшает боль во время различных болезненных процедур (использовались разные шкалы оценки болевого синдрома); сахароза дает анальгетический эффект у новорожденных (при назначении до болезненной процедуры) (Acharya A. B. et al., 2003). Практические рекомендации по применению сахарозы для анальгезии болезненных процедур: Оптимальный раствор 25 г сахарозы на 100 мл стерильной воды или 25% раствор глюкозы. Техника. За 2 минуты до процедуры дайте ребенку высосать небольшое количество раствора сахарозы (2 мл), затем повторите это несколько раз во время процедуры, либо за 2 минуты до процедуры медленно введите 5-10 мл раствора сахарозы на язык, а в течение самой процедуры дайте ребенку сосать соску (пустышку). Медикаментозное лечение боли осуществляют при помощи как наркотических, так и ненаркотических анальгетиков. Наркотические анальгетики Фентанил: седация и анальгезия 1-2 мкг/кг внутривенно медленно струйно каждые 2-4 часа. Микроструйная (постоянная) инфузия 1-5 мкг/кг/ч. Анестезия 20-50 мкг/кг. Морфин: анальгезия 100 мкг/кг внутривенно медленно или внутримышечно каждые 10-12 часов. Инфузия при выраженной боли: внутривенно болюсно 100 мкг/кг за 1 час, затем 10-15 мкг/кг/ч (у детей, находящихся на ИВЛ, болюсно 240 мкг/кг и через 1 час 20 мкг/кг/ч). Назначая наркотические анальгетики, нужно хорошо представлять как положительные, так и отрицательные моменты их применения. Положительные стороны: Отрицательные стороны: В случае развития побочных эффектов необходимо иметь под рукой препараты-антагонисты наркотических анальгетиков: Налоксон препарат выбора как опиатный антагонист, используется с 1960 года, доказана безопасность у детей. Флумазенил используется с 1987 года, доказана безопасность у детей. Налмефен новый опиатный антагонист длительного действия, используется с 1995 года, доказана безопасность у взрослых и в одном исследовании у детей. В английском фармакологическом справочнике "Neonatal Formulary" написано: "В настоящее время известно, что физическая зависимость редко развивается при назначении опиатов с обезболивающей или успокаивающей целью, а физиологическая зависимость никогда не развивается у новорожденных (хотя длительное применение опиатов может привести к развитию устойчивости, требующей для достижения того же эффекта введения больших дох препарата). Медленное прекращение применения опиатов может свести к минимуму физиологические изменения, вызываемые физической зависимостью; развитие синдромов отмены наблюдается только при внезапном прекращении длящегося более 1-2 недель лечения". При применении опиатов более 1 недели дозу уменьшают на 20% в первые 24 часа и далее на 10% каждые 8-12 часов. Ненаркотические анальгетики Парацетамол: 10-12 мг/кг каждые 4-6 часов внутрь; 20-25 мг/кг каждые 4-6 часов ректально. Ибупрофен: 5-10 мг/кг каждые 6-8 часов внутрь; 10 мг/кг внутривенно с повторными введениями в дозе 5 мг/кг через 24 и 48 часов (для закрытия артериального протока). Седативные гипнотики: Для местной анестезии у новорожденных применяют: ЭМЛА (EMLA Eutectic Mixture of Local Anesthetics) смесь 2,5% лидокаина и 2,5% прилокаина на основе крема. Используют за 30-60 минут для обезболивания люмбальной пункции и постановки внутривенного катетера. Тетракаиновый крем 4% (аметокаин); быстрое начало действия (30-40 минут). Лидокаин. Подкожное введение 1% лидокаина тонкой иглой (30G) перед люмбальной пункцией у новорожденных. Буферизация раствора лидокаина (в соотношении 1/10 разводят раствором бикарбоната 1 мэкв/мл) позволяет уменьшить время начала действия без влияния на эффективность и продолжительность анестезии. Избегайте внутрикожного введения! Инстиллагель. Гель на основе 2,5% лидокаина с противомикробным эффектом. Применяется для обезболивания при всех видах эндоскопии, при интубации трахеи. На Западе ведутся активные разработки и клинические исследования оральных и интраназальных форм обезболивающих, таких, как оральный фентанил (лозенгенс) и интраназальный суфентанил. СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БОЛИ1. Предвидьте боль. Что больно для вас, больно и для новорожденного ребенка! Труднее обезболить ребенка при выраженных болевых ощущениях, чем предотвратить их развитие. В заключение следует сказать: Раздел "Обезболивание" в "Neonatal Formulary" заканчивается так: "При каких-либо сомнениях руководствуйтесь следующим правилом: Поступайте с ребенком так, как вы хотели, чтобы поступали с вами". |