ПАТОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ДАНИИЛЕ ХАРМСЕ
© А. В. Шувалов, 1996
Информация на этой странице предназначена исключительно для профессионалов здравоохранения. Не используйте ее для самодиагностики и самолечения. Обратитесь к врачу!
"... он, как почти все талантливые русские люди, I В смутные революционные годы, во времена культурной и бытовой нестабильности творческие личности с психическими отклонениями, особенно тонко и болезненно ощущающие наступившие вротиворечия и умеющие ярче других выразить их в литературе, могут достигать определенной степени признания. Пример Велимир Хлебников, творивший в пред- и послереволюционные годы, значение которого для русской поэзии не нуждается в специальном доказательстве. В эпоху сформировавшейся устойчивости стиля и быта подобные авторы уже не вписываются, звук их голосов выпадает из общего аккорда, вызывая диссонанс и антипатию общества. В результате такого несоответствия духу времени непризнание, пожалуй, самый мягкий удел, которым окружающие награждают такого литератора. Государства тоталитарного типа могут расправляться с ними и более жестоко. Примером последнего случая является советский поэт и драматург Даниил Иванович Хармс (1905-1942), творчество которого пришлость на конец 20-х и 30-е годы Советской России. Уже сам псевдоним, под которым Д. И. Ювачев и получил свою известность, вычурен и полон амбивалентности. "Хармс" с французского (charme) означает желание очаровывать окружающих, а с английского (harm) желание причинять окружающим вред. Хармс свободно владел немецким и английским языками, поэтому, хотя первый, внешний смысл псевдонима Даниил Чародей (тоже, впрочем, не без цирковой претенциозности) и выглядит вполне приемлемым, но второй, внутренний, план псевдонима не мог быть ему неизвестен. А возможно, был и наиболее близким, если вспомнить, что Хармс любил повторять фразу "Зажечь беду вокруг себя" и вообще был (или хотел быть?) уверен, что приносит несчастье тем, кого любит. Интересна и более подробная расшифровка сокращения "ОБЭРИУ" (название литературной группы, существовавшей в 1928-1930 гг., активным членом которой был Хармс). Дело в том, что за рамками названия "Объединение Реального Искусства" оставалась не только буква "Э", но и конечная "У". Если "Э" уместно произносить перед "Р", то "У", также не являясь словопредставителем, была внесена поэтами в аббревиатуру смеха ради, может быть, по детской присказке: "потому, что кончается на у". Даже эти детали псевдонима и названия литературного объединения вполне определенным образом характеризуют обэриутов и самого Хармса, показывая их малое соответствие устанавливающемуся времени. Уже организована Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, 1928 г), а вскоре и твердо вставший на позиции социалистического реализма его преемник Союз писателей (1933 г). "Литературное хулиганство" обэриутов на этом фоне выглядело анахронизмом, так как их идеи по существу были последней вспышкой русского модернизма и абсурдно-черный юмор вызывал в эти годы, когда "добивали" даже Маяковского, всеобщее непонимание и неприязнь. Рассмотрим некоторые сведения, имеющие отношение к наследственности Даниила Хармса. Мать по образованию педагог, "занималась трудным делом воспитанием людей, прошедших тюрьму, работала начальницей "убежища для женщин", освободившихся после заключения. При таком убежище прожила с сыном более десяти лет, почему о Хармсе один из биографов и написал: "Родившись рядом с тюрьмой, он умер в тюрьме". Дед по линии отца "тер полы, по которым ходил император Александр III", а его сын "предлагал друзьям-подпольщикам проект убийства царя во дворце". Но конспиратором отец Хармса был, видимо, никудышным. Его сразу (1833 г) арестовали и приговорили к пожизненной каторге, замененной на 15-летнее заключение. В каземате Шлиссельбургской крепости у отца произошла примечательная трансформация мировоззрения: из убежденного атеиста он превратился в столь религиозного человека, что ему даже предлагали перейти из крепости в монастырь. Многие из сидевших с ним заключенных пишут о его "религиозном помешательстве", о том, что "он сошел с ума". Вернувшись в 1899 г. в Петербург, он сделался православным проповедником и под псевдонимом "Миролюбов" (это бывший-то террорист!) написал около 10 религиозных книг. Представляется маловероятным, чтобы Даниил Хармс смог повторить жизненный сценарий отца и пережить такое же мировоззренческое преображение после своего тюремного заключения. Сын, впрочем, слушал отца и даже хранил его наказы, выписанные из священных книг. Позднее он и сам начнет сочинять нравоучительные притчи. Но была какая-то "перевернутость, какая-то запутанная дидактика в наставлениях Хармса. Его ранние стихи и рассказы как бы "антидидактичны, неучительны". Что-то общее, однако, в начале все-таки было: отец дофрондировался до каторги и сын рос "не как все", и возможно, что необычность его поведения и некоторая оппозиционность сыграли не последнюю роль в его печальной судьбе. В автобиографическом наброске ("Теперь я расскажу, как я родился...", 1935 г.) Хармс следующим образом повествует о своем рождении: "... я оказался недоноском и родился на четыре месяца раньше срока. Папа так разбушевался, что акушерка, принимавшая меня, растерялась и начала запихивать меня обратно, откуда я только что вылез". В присущей ему гротескно-абсурдной манере Хармс описывает, как его "запихали второпях не туда", и он вторично появился на свет после того, как матери дали слабительное. Здесь мы сталкиваемся не только с определенным эмоциональным изъяном (предметом насмешки становится мать), не только с крайне редкой символикой идентификация себя с фекалиями, но и можем увидеть в этом образе основу последующего жизненного сценария человека-неудачника, который даже родился не как все нормальные люди, который пытался как-то самореализоваться в жизни, но так и не ощутил своей нужности. Дважды женатый, бездетный, отвергаемый редакциями и обществом, в иные годы буквально голодающий по несколько дней подряд, дважды арестовывавшийся и закончивший свою жизнь в тюремной психиатрической больнице может быть, такая судьба и соответствовала упомянутой символике? Страсть к театрализованным мистификациям и экстравагантным проделкам проявилась у Хармса еще в училище. Он создал продуманную до мелочей от одежды и собственного алфавита до стихотворных заклинаний и масок-псевдонимов систему поведения. Ему нравилось "чудить". Его необычный внешний вид привлекал внимание людей, которые в предвоенные годы иногда даже "принимали его за шпиона" и знакомым приходилось удостоверять его личность. Из этих же соображений быть не как все Хармс "считал полезным развивать в себе некоторые странности... Чудачества и даже тики как-то удивительно входили в его облик" и, вероятно, были необходимы для его столь своебразного творчества. На общем фоне борьбы "за социалистическую индустриализацию страны" джентльменство Хармса могло выглядеть в лучшем случае как малопонятное чудачество, в худшем как насмешка над окружающими. Одной из выдумок Хармса было "изобретение" себе брата, который якобы был приват-доцентом Петербургского университета. Манерам этого "брата" он и подражал. Так, отправляясь в кафе, брал с собой серебряные чашки (фамильную ценность), вытаскивал их из чемоданчика и пил только из своей посуды. Когда шел в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине "неприлично ходить в театр без усов". В 1927-1928 годах, когда обэриуты особенно часто появлялись перед публикой, Хармс "в длинном клетчатом сюртуке и круглой шапочке поражал изысканной вежливостью, которую еще больше подчеркивала изображенная на его левой щеке зеленая собачка". "Иногда, по причинам тоже таинственным, перевязывал он лоб узенькой черной бархоткой. Так и ходил, подчиняясь внутренним законам". Как большинство клоунов и юмористов, Хармс страдал приступами пониженного настроения и, будучи склонным к неологизмам, он даже дал своей меланхолии женское имя: "Игнавия". Хармс с поразительной интуицией умел находить и выбирать нужных себе для общения людей. Их всех отличали высоко ценимые Хармсом черты независимость мышления, "свобода от косных традиций, некоторый алогизм в стиле мышления и, иногда, творческая сила, неожиданно пробужденния психической болезнью. Все это были люди с сумасшедшинкой..." В последние дни 1931 г. Хармс был арестован по ложному доносу. В тюрьме НКВД провел около полугода, затем был сослан в Курск. В тюрьме и ссылке Хармс тем более не мог приспособиться к окружающей обстановке. За нарушение тюремного режима его неоднократно переводили в изолятор. Тюрьма вообще разрушительно подействовала на личность писателя. В Курске им были сделаны такие характерные дневниковые записи:"... Собачий страх находит на меня... От страха сердце начинает дрожать, ноги холодеют и страх хватает за затылок. Я только теперь понял, что это значит. Затылок сдавливают снизу, и кажется: еще немного и(тогда) сдавят всю голову сверху, тогда утеряется способность отмечать свои состояния, и ты сойдешь с ума". (1932 г.) А вот строчки из письма к писателю А. И. Пантелееву: "Курск очень неприятный город. Я предпочитаю ДПЗ. Тут, у всех местных жителей я слыву за идиота. На улице мне обязательно говорят что-нибудь вдогонку. Поэтому я почти все время сижу у себя в комнате..." Осенью 1932 г. Хармс вернулся в Ленинград. Неприкаянный, неприспособленный ("Я весь какой-то особенный неудачник"), голодающий, он тем не менее безуспешно пытался прожить только литературным трудом. Подрабатывать "на стороне" или не хотел, или просто не мог. (Кстати, М. М. Зощенко, оказавшись в 1946 г. в аналогичной ситуации невозможность публиковаться пытался зарабатывать в сапожной артели. Но Зощенко был невротиком, а не шизофреником). Во всяком случае, никаких сведений о подобного рода попытках не сохранилось, хотя свое литературное творчество Хармс скрывает от окружающих и пишет "в стол". В 30-е годы, как свидетельствует мемуарист, "Хармс с удивительным упорством отказывался от обнародования своего творчества". В эти годы у Хармса нарастает удельный вес прозы, а ведущим прозаическим жанром становится рассказ. Объем написанного Хармсом сравнительно невелик и может уместиться в одном томе. Так что можно было бы говорить о пониженной творческой работоспособности: ведь продолжительность его творческой деятельности составляла все-таки лет пятнадцать. С другой стороны, как тут не вспомнить и сочную фразу М. В. Ломоносова из письма к графу И. И. Шувалову (1753 г.): "Музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно". Сам Хармс период с 1932 г. называет периодом "упадания". Но именно в это время наступает и его духовная и творческая зрелость, создается повесть "Старуха" и наиболее популярный цикл рассказов "Случаи". В последние годы мировоззрение Хармса сдвигается в более мрачную сторону. Трагизм его рассказов усиливается до ощущения полной безнадежности, полной бессмысленности существования. Подобную же эволюцию проходит и юмор: от легкого и слегка ироничного до черного. Весьма характерно отношение Хармса к детям. Не будем забывать, что речь идет о профессиональном детском писателе. В дневниковых записях (1937-1938 гг.) встречаются такие фразы: "Я не люблю детей, стариков, старух и благоразумных пожилых". "Травить детей это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать?" А герой повести "Старуха", по профессии, кстати, писатель, категорично заявляет: "Дети это гадость". Переход на творчество для детей (и, соответственно, преимущественный успех у детей) мог быть обусловлен не только случайными внешними обстоятельствами, но скорее всего тем, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций. Свою нелюбовь к детям Хармс не скрывал и находил ей объяснение, которое носило довольно бредоподобный оттенок. В записи от 1933 г. мы читаем: "Все вещи располагаются вокруг меня некими формами. Но некоторые формы отсутствуют. Так, например, отсутствуют формы тех звуков, которые издают своим криком или игрой дети. Поэтому я не люблю детей". Тема "нелюбви к детям" проходит и через многие произведения Хармса. Драматург Е. Л. Шварц в своем дневнике вспоминает: "Хармс терпеть не мог детей и гордился этим. Да это и шло ему. Определяло какую-то сторону его существа. Он, конечно, был последний в роде. Дальше потомство пошло бы совсем уж страшное". В конце тридцатых годов образ жизни Хармса и его поведение остаются такими же экстравагантными, хотя, казалось бы, уже не было необходимости ради популярности эпатировать публику, как во времена существования ОБЭРИУ. В данном случае, по-видимому, можно говорить уже об определенном эмоциональном снижении и, как следствие последнего, о неадекватности поведения. Это предположение подтверждает дневниковая запись от 1938 г.: "Подошел голым к окну. Напротив в доме, видно, кто-то возмутился, думаю, что морячка. Ко мне ввалился милиционер, дворник и еще кто-то. Заявили, что я уже три года возмущаю жильцов в доме напротив. Я повесил занавески. Что приятнее взору: старуха в одной рубашке или молодой человек, совершенно голый". В 1939 г. Хармс поступает на лечение в психиатрическую больницу и после выписки получает "медицинское свидетельство о заболевании шизофренией". Вряд ли можно согласиться с теми биографами, которые считают, что психическая болезнь Хармса была "очередной артистической мистификацией", симуляцией с целью получения "охранной грамоты", которая могла бы спасти его от повторного ареста. Для многих художников, безусловно, болезнь была одним из немногих средств, позволявших укрыться от не слишком доброжелательного к ним мира. В случае Хармса если и можно что-то предположить, то лишь аггравацию текущего психического расстройства. Летом 1941 г. Хармсу оформляется вторая группа инвалидности, но вскоре 23 августа 1941 г. происходит второй арест: после начала войны сотрудники НКВД "чистили" город. На основании проведенной судебно-психиатрической экспертизы Хармса, как психически больного, освобождают от уголовной ответственности и направляют на принудительное лечение в психиатрическое отделение больницы при пересылочной тюрьме, где он через несколько месяцев и умирает. II Поэзия Даниила Хармса состоит из отдельных, порой не связанных между собой фраз, которые тем не менее создают атмосферу определенного стихотворения. А его неологизмы заполняют весь возможный смысловой спектр: от понятных слов до звукоподражательных буквосочетаний. Так, в стихотворении "Скупость" (1926 г.) мы встречаем лешего, который характеризуется как "людий враг". Необычно, но еще понятно. Но чуть дальше уже менее понятно "мерцает дочь". Первое, что приходит в голову, опечатка, не дочь, а ночь. Но ночь уже была двумя строчками ранее: "Ночь свистела Однако, чем дальше, тем больше алогизма и разорванности: "Все настигнет естега: Или: "Думы шатая живого леща Можно, конечно, вспомнить лингвистическую шутку о "Глокой куздре" языковеда Л. В. Щербы, но одно дело лингвистический пример, другое творческий метод. У неологизмов Хармса есть, впрочем, своя особенность (в отличие, например, от хлебниковских): они во многом инфантильны и напоминают исковерканные ребенком слова. Не будем забывать, что именно своеобразие мышления больных шизофренией, которое позволяет им рассматривать явления с самых разных, часто неожиданных сторон, сопоставлять несопоставимое, их способность отойти от шаблонов стереотипного мышления, отойти благодаря болезненно нарушенному восприятию окружающего, и породили привлекающую к себе по настоящее время внимание проблему "гениальности и помешательства". По словам Гете, "то сверхобычное, что создают эти люди, предполагает весьма тонкую и хрупкую организацию, они ведь должны испытывать чувства, мало кому доступные..." Проза Хармса оригинальна не столько наличием неологизмов (они не играют в тексте заметной роли и уж во всяком случае не доминируют, как у того же В. Хлебникова), сколько тесным сплетением реального и нереального. Сюжет у Хармса в большей степени абсурден, чем фантастичен, что и создает сильный эмоциональный эффект, который сопоставим порой с действием анекдота. Вот фрагмент рассказа из цикла "Случаи" (1933 г.): "Писатель: Я писатель. Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят". А вот начало другого рассказа (1929-1930 гг.): "Одна муха ударила в лоб бегущего мимо господина, прошла сквозь его голову и вышла из затылка. Господин, по фамилии Дернятин, был весьма удивлен..." И далее приводятся рассуждения героя по данному поводу и его дальнейшие не менее невероятные происшествия. Один из биографов в связи с таким своеобразием прозы Хармса находил в ней черты "западного сюрреализма и русского безумия". Если прибегнуть к метафоре А. В. Луначарского и сравнить все человечество с гигантской клавиатурой, в которой из поколения в поколение присутствует приблизительно одинаковое соотношение психически больных и здоровых людей (а так оно, по-видимому, и есть), то можно сказать, что искусство ударяет по всем клавишам рояля, но в зависимости от времени и обстоятельств в унисон общей мелодии звучат далеко не все звуки. Хармс оказался патологически звучащей клавишей на клавиатуре своего времени. Его звук диссонировал, но не был фальшивым. Он звучал так, как только и мог звучать в силу особенностей своей личности. К счастью для российской словесности. И к несчастью для самого себя. Психопатические личности, а Хармс безусловно представлял из себя внешне тип истерического психопата, как правило, к 35-40 годам уже как-то приспосабливаются к жизни, находят свою социальную нишу. У Хармса такой адаптации не произошло. Поэтому можно согласиться с врачами, освидетельствовавшими писателия, что в данном случае речь действительно шла о вялотекущем шизофреническом процессе. Тем более, что при всей любви советских психиатров к гипердиагностике шизофрении (к ленинградской психиатрической школе это относится в наименьшей степени!) сложно было бы дважды симулировать шизофрению, да еще в ситуации судебно-психиатрической экспертизы. Но не в уточнении диагноза суть. "То, что в медицине считается подлежащим устранению, может быть в искусстве исключительно ярким цветком", - говорил Константин Бальмонт, который сам был еще более прекрасным цветком из той же "психиатрической оранжереи". В клинической картине больных малопрогредиентными шизофреническими расстройствами часто смешиваются, как у Хармса, психопатоподобная симптоматика с истероподобной. Однако личность писателя периода 30-х годов ближе стоит к группе "дефензивных шизоидов" (М. Е. Бурно), представители которой хранят "за фасадом аутистически-формального, стеклянно-аристократического поведения" свою высокую аффективность и повышенную ранимость. Хармс существовал и творил в мире собственной поэтической схемы, которая была для него выше реальной действительности, из-за чего он и не мог "практически приспособиться к людям иного склада". Или, как образно записал в записной книжке еще в возрасте 19 лет сам Хармс: "Я не подхожу классу физиологически". Подразумевался класс в Ленинградском электротехникуме. Получить психотерапевтическое облегчение (как отец) в созвучной ему религиозной вере Хармсу также не было дано. И осталось к счастью! только литературное творчество. Трудно говорить, испытывал ли Хармс полное удовлетворение от своего сочинительства. Судя по всему, вряд ли. Но вне сомнения, что сама возможность творческого самовыражения должна была помочь ему в стабилизации психического состояния и способствовала более благоприятному течению заболевания. А главное мы в очередной раз убеждаемся, что оригинальное, очень своеобразное по своему содержанию и форме выражения литературное творчество создается если даже и не психически больным человеком, то крайне аномальной в психическом отношении личностью. Не даром один из биографов пишет: "Даниил Иванович... владел своим безумием, умел управлять им и поставить его на службу своему искусству". Игра в человека, совершающего экстравагантные и загадочные поступки, постепенно перестала быть игрой, стала сердцевиной личности Хармса. Вполне возможно, что он принадлежал к тем людям, у которых, по словам французского моралиста Вовинарга, "талант никогда бы не обнаружился, не будь у них еще и недостатков". Чем больше знакомишься с историей искусства, тем чаще поражаешься тому, как много в ней презираемых и гонимых, проклинаемых и казнимых, а то и просто психически больных. И невольно приходит мысль: может быть, именно эти бескорыстные еретики и юродивые и являются истинными двигателями нашей культуры? Как бы там ни было, но ее прогресс достается дорогой ценой. И судьба Даниила Ивановича Хармса еще раз подчеркивает позитивную роль болезни в человеческой культуре. |