Rambler's Top100
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
© каф. детской хирургии РостГМУ
Вся информация на данной странице предназначена ТОЛЬКО для специалистов здравоохранения, ее нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. Обратитесь к врачу!
  назад на download | ya! page
1. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ

- Моделирование шины Крамера по конфигурации конечности в физиологическом положении.
- Обкладывание шины ватой и фиксация бинтом.
- Фиксация сегмента перелома подготовленной шиной.
Основное правило: фиксация одного сустава проксимальнее сегмента перелома и всех суставов дистальнее в среднефизиологическом положении конечностей.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДКОЖНЫХ И ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ

- С соблюдением правил асептики собрать шприц и насадить иглу. При этом игла должна герметично соединяться со шприцом.
- Проверить на этикетке название, срок годности и режим хранения препарата.
- Развести (если требуется), набрать в шприц нужную дозу препарата.
- Выбор места инъекции: верхненаружный сектор ягодицы, передненаружная поверхность бедра, наружная поверхность плеча.
- Фиксация ребенка и обработка спиртом места инъекции.
- Контроль готовности шприца к инъекции, отсутствие воздуха; если он имеется, выдавить его из шприца.
Внимание: при попадании воздуха в сосуд возможна воздушная эмболия.
- Инъекция при подкожном введении наклонена под углом 30-45°, при внутримышечном 90°, прокол поверхности фасции, достичь мышцы.
- Обработка места инъекции спиртом.

3. ПОДГОТОВКА КАПЕЛЬНИЦЫ ДЛЯ ВНУТРИВЕННЫХ ИНФУЗИЙ

- С соблюдением правил асептики вскрыть пакет с одноразовой капельницей для в/венных вливаний, сверившись со сроком годности на упаковке и отсутствием признаков ее разгерметизации.
- Взять нужный раствор для инфузии, сверить его соответствие по этикетке и срок годности.
- Обработать крышку флакона и пробку спиртом.
- Ввести иглу для воздуха и подключения капельницы к флакону.
- Заполнить систему раствором.
Внимание: обратить внимание на стабильный уровень жидкости в капельнице и отсутствие пузырьков воздуха в системе (опасность воздушной эмболии при инфузии).

4. ШПРИЦЕВЫЕ ВНУТРИВЕННЫЕ ИНФУЗИИ

- С соблюдением правил асептики собрать шприц, насадить иглу, которая должна герметично соединяться со шприцом.
- Проверить на этикетке название, срок годности, режим хранения, пригодность для в/венного введения.
- Набрать в шприц нужную дозу препарата, выдавить из шприца воздух.
- Выбор места инъекции: локтевой сгиб, вены кистей рук, нижних конечностей.
- Выше места предполагаемой венепункции наложить жгут, вследствие замедления тока крови вена при этом становится хорошо видной и ощутимой.
- Область прокола обрабатывают спиртом.
- Ввести иглу в вену под острым углом к ее стенке. Поступление крови из иглы указывает на то, что она находится в вене.
- Снять жгут, медленно, без рывков произвести вливание.
Внимание: во время введения препарата контролировать правильность положения иглы в вене по поступлению крови в шприц при легком подтягивании поршня и по отсутствию инфильтрации тканей в месте венепункции.
- По окончании инъекции иглу быстро извлечь, место прокола прижать шариком со спиртом на 2-3 минуты для предупреждения кровоизлияния в окружающие ткани.

5. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КЛИЗМ, РЕКТАЛЬНАЯ ГАЗООТВОДНАЯ ТРУБКА. ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ КЛИЗМА

- Приготовить жидкость для клизмы (кипяченая или водопроводная вода 100-600,0) емкость (кружка Эсмарха или резиновый баллон — "груша" нужной емкости).
- Перед клизмой ребенок должен помочиться.
- Уложить ребенка на спину или левый бок с согнутыми и приведенными к животу конечностями.
- Кружку Эсмарха или "грушу" заполнить водой, кружку подвесить на стойку.
- Наконечник смазать вазелином и ввести в заднепроходное отверстие на глубину 4-3 см.
- Открыть ток жидкости из кружки Эсмарха, либо опорожнить резиновый баллон.
- Через 15-20 минут высадить ребенка на горшок и проконтролировать действие клизмы.

Гипертоническая клизма
- Приготовить 10% р-р хлорида натрия или 10% р-р сульфата магния 50-150,0.
- Заполнить резиновый баллон.
- Смазать наконечник вазелином.
- Уложить ребенка на спину или на левый бок с согнутыми и приведенными к животу конечностями.
- Ввести наконечник в заднепроходное отверстие, смазав его вазелином, на глубину 4-5 см.
- Опорожнить резиновый баллон.
- Через 10-15 минут высадить ребенка на горшок и проконтролировать действие клизмы.

6. ЗОНДИРОВАНИЕ И ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

- Подобрать зонд для промывания соответственно возрасту.
- Определить длину зонда от носа до эпигастральной области, обозначчить ее меткой (например, лигатурой).
- Смазать зонд вазелиновым маслом.
- Провести зонд через нос маленьким детям.
- Детям старшего возраста ввести зонд через рот, фиксируя открытой полость рта роторасширителем.
- Проконтролировать нахождение зонда в желудке по характерному отделяемому, либо при отсутствии его ввести шприцом воздух (вздутие в эпигастральной области, выслушивание над ней шума входящего воздуха).
- Одномоментно шприцом или через воронку промыть желудок (кипяченой водой, физиологическим р-ром, 4% р-ром соды).
Внимание: при появлении рвоты мимо зонда в момент его введения прекратить манипуляцию, голову повернуть набок, освободить рот от масс и повторить зондирование.
Если при промывании жидкость не идет в зонд (перегиб или его обтурация) следует подтянуть его и промыть под давлением.
- Фиксировать зонд пластырем к коже лица при необходимости его постоянного пребывания, либо удалить после окончания процедуры.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Определение и подсчет пульса на лучевой, бедренной, сонной артерии.
- Пальпаторно определить верхушечный сердечный толчок.
- Выслушать сердечные тоны.
- Измерить АД аппаратом по методу Короткова.
- Определение дыхания по экскурсиям грудной клетки.
- Подсчитать число дыхательных движений.
- Выявить признаки дыхательной недостаточности — одышка, цианоз.
- Аускультация легких.
- Определить симптомы клинической смерти: отсутствие пульса, дыхания, сознания, расширение зрачков.

8. ВРЕМЕННАЯ ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ

А. Наложить давящую повязку на рану при капиллярном кровотечении.
Б. Стерильный марлевый тампон смочить антисептиками или гемостатиками.
- Туго ввести тампон в рану и зафиксировать давящей повязкой.
В. При кровотечении из области локтевого сгиба, подколенной ямки наложить стерильную салфетку на рану.
- Максимально согнуть конечность в суставе.
- Фиксировать конечность бинтом в положении максимального сгибания.
Г. При значительном артериальном или венозном кровотечении наложить зажимы на интенсивно кровоточащие в ране сосуды.
- Наложить на рану стерильную салфетку и плотно забинтовать вместе с наложенными зажимами.
Д. При артериальном кровотечении из сосудов конечностей наложение жгута.
- На одежду или салфетку проксимальнее раны наложить жгут, затягивая его до остановки кровотечения из раны.
- Наложить на рану стерильную салфетку и фиксировать ее бинтом.
- Под жгут положить записку с указанием времени наложения жгута.
Внимание: остановка кровотечения методом наложения жгута — не более 2-х часов.

9. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ КРОВИ

Пользуются стандартными сыворотками I, II, III групп, двух различных серий (для контроля) для каждой группы.
На белые тарелки наносят большие капли стандартных сывороток (отдельной пипеткой!) и рядом в 10-20 раз меньше по объему крови больного. Капли перемешивают отдельными палочками, наблюдая 5 минут. Агглютинация выражается в образовании темно-красных зерен. Через 2 минуты к капле прибавляют по капле физиологического раствора, после чего окончательно оценивают результаты.
Результаты:
1. Если ни с одной из стандартных сывороток агглютинации нет — кровь 0(I) группы.
2. Если с сывороткой группы А(II) агглютинации нет, а с I и III есть — кровь А(II) группы.
3. Если агглютинация отсутствует с сывороткой III группы при наличии ее с сывороткой I и II групп — кровь В(III) группы крови.
4. Если агглютинация произошла со всеми тремя сыворотками - кровь АВ(IV) группы. В последнем случае, во избежание ошибок — контрольное исследование со стандартными сыворотками группы АВ(IV), то есть 4 сыворотки.

Подготовка к переливанию крови
1. Проверка паспортизации флакона: дата заготовки крови, фамилия донора и врача, группа крови, резус-фактор, цветная полоса, указывающая на группу крови, анализ на ВИЧ.
2. Макроскопическая оценка качества крови — нет ли гемолиза, сгустков.
3. Определить группу крови донора (из флакона) двумя сериями стандартных сывороток.
4. Проверить наличие свежих анализов крови и мочи больного.
5. Непосредственно перед переливанием измеряют температуру тела больного.
6. Проба на групповую совместимость: на тарелку наносят 2 капли сыворотки крови больного (получают путем центрифугирования), добавляют в 10 раз меньшую каплю крови донора (из флакона). Появление после смешивания капель агглютинации указывает на недопустимость переливания данной крови.

Переливание крови
1. Биологическая проба.
После переливания струйно 20 мл крови систему пережимают зажимом на 3-5 минут, наблюдают за состоянием больного. Затем струйно еще 20 мл и снова пауза 5 минут. Так же переливают 3 порцию. При отсутствии жалоб (учащение пульса, беспокойство, боли в пояснице) можно продолжить переливание крови.

Наблюдение за больным во время и после гемотрансфузии
1. При появлении беспокойства, боли в пояснице, груди, затрудненного дыхания, учащения пульса переливание крови прекращается.
2. После переливания крови следить за температурой, диурезом. После переливания крови первую порцию мочи больного направляют на анализ. Ампулу с небольшим количеством крови хранят в холодильнике в течение суток.

10. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ (ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА, РЕКТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ОСМОТР ВО СНЕ)

Жалобы
1. Изменения в поведении ребенка: активность, нарушение сна, аппетита, нарушение психоэмоциональной среды.
2. Выявить болевой синдром: наличие, характер, локализация.
3. Выявить нарушения со стороны ЖКТ: наличие, частота, характер рвоты, наличие расстройства стула.
4. Уточнить температурную реакцию: нормальная, повышенная.

Анамнез заболевания
1. Выяснить, когда и чего началось заболевание.
2. Выяснить динамику течения (для острого аппендицита характерно внезапное начало, постепенное нарастание болей, с локализацией в правой подвздошной области, однократная рвота, повышение температуры тела до 38 °).

Оценка общего состояния ребенка
1. Осмотр кожи и слизистых, положение ребенка (при остром аппендиците — бледность кожных покровов, сухость слизистых, вынужденное положение на правом боку).
2. Оценка сердечно-сосудистой и дыхательной систем (при остром аппендиците учащение пульса, учащение дыхания).

Локальный статус
1. Осмотр живота: форма, участие в акте дыхания, наличие послеоперационных рубцов (при остром аппендиците возможно умеренное вздутие живота, отставание правой половины при дыхании).
2. Поверхностная пальпация живота. Начиная с левой подвздошной области против часовой стрелки и до правой подвздошной области. При этом можно выявить первый главный симптом острого аппендицита (симптом Филатова) — локальная болезненность в правой подвздошной области.
3. Сравнительная пальпация живота (обе руки на правую и левую подвздошную область). Выявляем второй главный симптом — локальное пассивное напряжение мышц передней брюшной стенки в правой подвздошной области (дефанс).
4. Симптом Щеткина-Блюмберга — третий главный симптом острого аппендицита; после мягкого надавливания на брюшную стенку в правой подвздошной области резко отрывают пальцы. При положительном симптоме — усиление болей в момент отнятия руки.
5. Пальпация живота спящего ребенка. Поверхностная пальпация. Следить за реакцией ребенка, выявить симптомы ##2-4.
6. Пальпация живота ребенка, спящего в медикаментозном сне (в прямую кишку ввести 3% раствор хлоралгидрата). Поверхностная пальпация, следить за реакцией ребенка и выявить симптомы ##2-4.

Дополнительные методы обследования
1. Ректальное обследование. При остром аппендиците наибольшей болезненности соответствует правая стенка прямой кишки.
2. Измерение температуры в прямой кишке; разница температур в подмышечной впадине и прямой кишке более 1° говорит в пользу острого аппендицита.
3. Общий анализ крови. Для острого аппендицита характерно: лейкоцитоз, ускоренное СОЭ, умеренный нейтрофилез.
4. Общий анализ мочи. В большинстве случаев патологии не выявляется.

11. ПЛЕВРАЛЬНАЯ ПУНКЦИЯ

- Приготовить стерильную иглу для пункции, соединенную герметично с резиновым катетером. Зажим на катетер.
- Приготовить иглу и шприцы для обезболивания и для пункции.
- Набрать в шприц для обезболивания 5-10 мл 0,5% раствора новокаина.
- Определить место пункции: преобладание воздуха — II-III межреберье по передней подмышечной или среднеключичной линии, преобладание экссудата — IV-VII межреберье по средней или задней подмышечной линии.
- Обработать место предполагаемой пункции спиртовой настойкой йода.
- Инфильтрировать все ткани грудной клетки новокаином в месте предполагаемой пункции.
- Иглой для пункции сделать прокол кожи, затем кончик иглы сместить и по верхнему краю ребра продвинуть ее в плевральную полость.
- Присоединить к катетеру шприц, снять зажим и отсосать шприцом содержимое плевральной полости (кровь, экссудат, воздух).
- Отсоединяя шприц, предварительно накладывайте зажим на катетер.
- Ввести в плевральную полость антибиотики.
- Быстрым движением, предварительно сжимая кожу вокруг иглы, извлеките последнюю.
- Обработайте место пункции настойкой йода и заклейте шариком с клеолом либо пластырем.

12. КАТЕТЕРИЗАЦИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

- В положении ребенка на спине открыть головку полового члена (у мальчиков).
- Обработать область наружного отверстия уретры раствором хлорамина.
- Стерильным пинцетом взять катетер, на расстоянии 3-4 см от вводимого конца, другой конец катетера расположить между 4-5 пальцем этой же руки.
- Другой рукой фиксировать головку полового члена (у мальчиков) или малые половые губы (у девочек).
- Ввести катетер в уретру, постепенно продвигая его, при этом ощущая незначительное препятствие при проведении через шейку мочевого пузыря.
- Если моча по катетеру не отходит или оттекает слабой струей, надавите на мочевой пузырь над лоном.
- Удалите катетер или фиксируйте его пластырем к коже полового члена и промежности.

13. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КЛИЗМ ПРИ ПОРОКАХ РАЗВИТИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

Сифонная клизма
- Приготовьте: длинный, достаточно твердый желудочный зонд или плотную резиновую трубку диаметром не менее 1 см с несколькими боковыми отверстиями на конце; стеклянную или пластмассовую воронку объемом 500-600 мл; заготовьте 0,85%-1% р-р хлорида натрия (3-18 л в зависимости от возраста ребенка); вазелиновое масло для врача и сестры.
- Ребенка уложите на спину с приведенными к животу ногами и слегка приподнятым тазом.
- Соедините воронку с трубкой и заполните приготовленным раствором, воронку опустите, чтобы вода из трубки не выливалась.
- Смажьте свободный конец трубки вазелиновым маслом и введите его в анальное отверстие на глубину 4-5 см, затем в кишку введите палец и под его контролем проведите конец трубки в сигмовидную кишку. При болезни Гиршпрунга конец трубки должен находиться выше аганглионарной зоны.
- Опустите воронку до уровня ягодиц, затем поднимите максимально вверх. Как только жидкость уйдет из воронки, опустите последнюю вниз (принцип сифона).
- Заполняйте и опорожняйте кишечник до тех пор, пока не будет отходить чистая вода и исчезнет вздутие живота.
Внимание: сифонная клизма при болезни Гиршпрунга выполняется только 0,85-1% р-ром хлорида натрия.
- При выполнении сифонной клизмы необходимо следить за тем, чтобы количество вводимой жидкости строго соответствовало количеству вводимой.

14. МЕТОДИКА РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОРОКАХ РАЗВИТИЯ ЖКТ

АТРЕЗИЯ ПИЩЕВОДА

Проба Элефанта
- Введите через нос или рот смазанный вазелином зонд для вскармливания новорожденных.
- Осмотрите рот ребенка (возможность перегиба зонда в слепом оральном отрезке пищевода).
- Оденьте шприц на свободный конц зонда и под давлением введите воздух в зонд. При наличии атрезии пищевода воздух с шумом будет выходить через рот и нос.
- Если воздух без шума прошел, убедитесь, что зонд находится в желудке. Для этого повторите введение воздуха через зонд; о нахождении зонда в желудке свидетельствует появление вздутия в эпигастральной области и аускультативно определяемый шум вдуваемого в желудок воздуха. Нахождение зонда в желудке позволяет исключить атрезию пищевода.

Рентгенологическое исследование
- Приготовьте рентгенконтрастный зонд. Если он отсутствует — промойте обычный зонд контрастным веществом (йодолипол, кардиотраст etc.).*
- Введите зонд в пищевод до препятствия через нос или рот и фиксируйте его пластырем.
- Выполните рентгенограмму грудной и брюшной полости в прямой проекции в вертикальном положении.
- Определите на рентгенограмме уровень нахождения зонда в пищеводе (уровень атрезии).
- Гомогенное затемнение в брюшной полости свидетельствует об отсутствии нижнего трахеопищеводного свища.
- Обилие воздуха в пищеварительном тракте свидетельствует о наличии нижнего трахеопищеводного свища.

ВРОЖДЕННАЯ КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ

- Рентгенологическое исследование при подозрении на врожденную кишечную непроходимость всегда начинайте с обзорной рентгенограммы брюшной полости.
- Выполните обзорную рентгенограмму брюшной полости в прямой проекции и вертикальном положении ребенка.
- Проанализируйте рентгенограмму с точки зрения обнаружения двух рентгенологических симптомов: наличие разнокалиберных уровней жидкости и "немых" зон живота.

Внимание:
1. Перед выполнением обзорной рентгенограммы не следует делать ребенку клизму.
2. При выявлении обоих рентгенологических симптомов диагноз непроходимости абсолютен.
3. Количество разнокалиберных уровней указывает на уровень препятствия — чем их больше, тем ниже непроходимость. Наличие 2-х уровней характерно для непроходимости 12-перстной кишки.
4. При низкой непроходимости (большое количество разнокалиберных уровней жидкости) симптом "немой" зоны живота отсутствует.

Контрастное рентгенологическое исследование ЖКТ
- Показано только в неясных случаях с целью дифференциальной диагностики.
- Введите зонд в желудок, освободите его от содержимого.
- При большом количестве застойного содержимого промойте желудок (кипяченой водой, физ. р-ром или 4% р-ром соды).
- Введите шприцом через зонд контрастное вещество (йодолипол или барий с грудным молоком 2 мл) в количестве 8-15 мл в зависимости от массы ребенка.
- Удалите зонд.
- Выполните рентгенограммы органов брюшной полости в прямой проекции в вертикальном положении ребенка через 3, 6, 9 часов после дачи контраста.
- Интерпретацию результатов выполните в соответствии с алгоритмом: диагноз кишечной непроходимости абсолютен, если на двух рентгенограммах, выполненных в разные временные промежутки, определяется идентичная по смыслу рентгенологическая картина.
Внимание: для контрастного исследования ЖКТ нельзя использовать водорастворимые контрастные вещества.
- Необходимо выполнить не менее 2-х рентгенограмм. Необходимость выполнения третьей (через 9 часов), а иногда и четвертой (через 12 часов) решается индивидуально, исходя из результатов анализа полученных рентгенограмм.**

15. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПАХОВЫМИ ГРЫЖАМИ, ВОДЯНКОЙ ЯИЧКА, КРИПТОРХИЗМОМ

- Осмотрите паховые области и мошонку в положении стоя.
- Визуально и пальпаторно определите наличие выпячивания в паховой области, мошонке, наличие или отсутствие яичек в мошонке.
- Повторите осмотр и пальпацию в положении лежа.
- Оцените результаты осмотра и пальпации: отсутствие яичка в мошонке, уплощение и гипоплазия соответствующей половины мошонки свидетельствуют о крипторхизме.
- В положении лежа захватите одной рукой снизу мошонку, а другой проведите вдоль пахового канала. При паховой ретенции яичко пальпируется в паховой области. При отрицательном результате пальпации думайте о возможности брюшной ретенции, либо аплазии яичка.
- При паховой грыже в положении лежа выпячивание исчезает (вправляется) с характерным урчанием.
- При сообщающейся водянке в положении лежа при пальпации выпячивание заметно уменьшается.
- При изолированных водянках яичка и семенного канатика образование при пальпации стоя и лежа не изменяется и имеет эластическую консистенцию.

16. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ИНВАГИНАЦИЮ КИШЕЧНИКА

- Осмотрите внимательно ребенка, особое внимание обращая на его поведение (симптом схваткообразных болей в животе).
- Характерным для инвагинации является чередование двигательного беспокойства (кричит, сучит ножками) со светлыми промежутками.
- В положении ребенка на спине осуществите пальпацию живота в направлении слева направо по ходу толстого кишечника. Для инвагинации характерно запустевание правой подвздошной области и наличие колбасовидной, подвижной опухоли в брюшной полости, тугоэластической консистенции с четкими границами.
- При негативном поведении ребенка, затрудняющем пальпацию, или нечетких результатах необходимо провести пальпацию под масочным наркозом.
- Оденьте резиновую перчатку, смажьте палец вазелиновым маслом и введите палец в прямую кишку.
- Наличие на пальце кровянистого отделяемого в виде "малинового желе", и особенно пальпация и тем более выпадение головки инвагината через прямую кишку является абсолютным признаком инвагинации.
Внимание: четкое обнаружение 3-х основных клинических признаков: схваткообразные боли, пальпируемый инвагинат, прямокишечные геморрагии в виде "малинового желе" делает диагноз инвагинации абсолютным.

17. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА И ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА

Ранняя клиническая диагностика
- Ребенка уложить на пеленальный стол в положении на спине.
- Нижние конечности согнуть в коленных и тазобедренных суставах до угла 90°, 3-4 пальцы расположить на большом вертеле. Отведите бедра. Симптом нарушения отведения положительный, если угол разведения меньше 100° у новорожденных, 130-140° у детей до 6 мес, менее 160-170° у детей старше 6 месяцев.
- Достигнув максимально возможного отведения бедер, приложите небольшое усилие для продолжения отведения. При этом определяется характерный "щелчок". Вы определили положительный симптом Маркса.
- Разогните нижние конечности и в положении лежа на спине осмотрите паховые складки. Положите ребенка на живот и осмотрите ягодичные складки. Асимметрия, различная глубина и длина кожных складок свидетельствует о положительном симптоме асимметрии кожных складок.
- В положении ребенка на спине согните ноги в коленных и тазобедренных суставах таким образом, чтобы подошвы плотно стояли на плоскости стола. Различный уровень расположения коленных суставов свидетельствует о положительном симптоме укорочения конечности.
- Определите симптом наружной ротации. Он хорошо определяется у спокойно лежащего ребенка за счет наружной ротации стоп и коленных суставов.
Внимание: первичный диагноз дисплазии тазобедренного сустава у детей раннего возраста основывается на комплексе описанных клинических признаков.

Ранняя рентгенологическая диагностика дисплазии тазобедренных суставов
- Рентгенологическое исследование целесообразно выполнять детям в возрасте 3-х месяцев.
- Положение ребенка на спине с вытянутыми, приведенными с небольшой внутренней ротацией ногами. Таз полностью прижат к кассете. Половые органы защищены свинцовой пластиной.
- Выполните рентгенограмму обоих тазобедренных суставов в прямой проекции.
- Поместите рентгенограмму на негатоскоп и нанесите на нее схему Хильгенрайнера.
- Определите размеры и симметричность ацетабулярных углов (в норме не более 30°).
- Определите симптом латеропозиции (смещение бедер кнаружи от линии Омбредана).
- Определите изменения дуги Шентона (в норме она представлена непрерывной дугой — внутренняя поверхность шейки бедра и верхний край запирательного отверстия).

18. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ

- Разденьте ребенка до трусов.
- Отметьте точками остистые отростки, углы лопаток, передне-верхние ости подвздошных костей.
- В положении стоя осмотрите ребенка спереди. Характерным для сколиоза является: различная высота предплечий, отклонение пупка от средней линии, асимметрия расположения передне-верхних остей и треугольника талии.
- В положении стоя осмотрите ребенка сзади. Характерным для сколиоза является: боковое искривление позвоночника, асимметрия расположения надплечий, лопаток, треугольников талии, крыльев подвздошных костей, наличие паравертебральной асимметрии, деформация грудной клетки в виде реберного горба. Определите первичную и компенсаторную дугу искривления.
- В положении лежа на животе определите степень коррекции первичных и компенсаторных дуг искривления.
- При выявлении клинических симптомов сколиоза выполните рентгенологическое исследование для определения характера и вида сколиоза.
Внимание: при сколиозе следует выполнять рентгенограмму позвоночника на всем протяжении в прямой и боковой проекции стоя и лежа.
- Для определения угла искривления по рентгенограмме используйте методику Кобба: у основания нейтральных позвонков проведите две линии параллельно их плоскостям. К этим линиям опустите перпендикуляры. Образованный в месте пересечения перпендикуляров угол составляет величину искривления в градусах.

19. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ

- При осмотре и пальпации определите косвенные признаки перелома: припухлость, кровоподтек или гематому, боль при пальпации, нарушение функции.
- Обратите особое внимание на абсолютные клинические признаки перелома: деформация, укорочение сегмента конечности, симптом патологической подвижности и крепитации отломков.
- Выполните обезболевание (анальгин, промедол etc.), осуществите транспортную иммобилизацию.
- Выполните рентгенографию травмированного сегмента конечности в 2-х типичных проекциях.
- Определите на рентгенограмме наличие перелома, его локализацию и характер смещения костных отломков.

20. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С УРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Лабораторное обследование больного
- Собрать мочу в баночку и отправить на исследование в лабораторию (50 мл) (общий анализ).
- Взять 15-20 мл мочи из средней порции и отправить в лабораторию (проба Нечипоренко).
- В течение суток каждые 3 часа собирать мочу и отправить в лабораторию (проба Зимницкого).

Рентгенологическое исследование больного
Экскреторная урография
- В рентгенкабинете взять шприц 10 мл, набрать контрастное вещество (верографин) из расчета 1 мл на 1 кг массы тела больного и ввести его внутривенно.
- Выполнить серию рентгенограмм через 6 минут в положении стоя, а через 12 и 20 минут в положении лежа на спине.
- Посмотреть продленные рентгенограммы, если чашечно-лоханочная система не контрастирована или контрастирована нечетко, выполнить отсроченные рентгенограммы через 1 и 2 часа.

Микционная цистоуретрография
- В рентгенкабинете после мочеиспускания в положении на спине*** в мочевой пузырь ввести катетер.
- Если есть остаточная моча, определить ее количество.
- Шприцом Жане ввести в мочевой пузырь через катетер контрастное вещество (верографин) с фурациллином в соотношении 1:10 в количестве, соответствующем возрастной емкости.
- Удалить катетер.
- Выполнить рентгенограмму мочевого пузыря.
- При мочеиспускании выполнить вторую рентгенограмму.
- Проанализировать емкость мочевого пузыря****, наличие дефектов наполнения, наличие активных и пассивных пузырно-мочеточниковых рефлюксов.

ПРИМЕЧАНИЯ КУЗНЕЦОВА

* Либо введите в зонд 1 мл контраста.
** При подозрении на пилоростеноз снимки делаются через 30 минут, 3 часа, 24 часа.
*** ? Мальчикам в положении полулежа на боку.
**** Ориентировочно до 3-х лет норма — 100 мл; 3-5 — 150; 5-10 — 200-250; 15 — >250.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Используются технологии uCoz